Общество

Эпоха шаттлов подошла к концу…


Эпоха шаттлов подошла к концу…

Новости недели в мире 2011

В США состоялся последний полет к МКС шаттла «Атлантис». На этой ноте практически завершилась 30-летняя программа SpaсeShuttle. Окончательно она станет историей, когда американский челнок через 12 дней вернется на землю. С мыса Канаверал шаттл «Атлантис» улетел на три минуты позже, запланированного времени. В то время во Флориде шли большие дожди с грозами, и подымался сильный ветер, поэтому запуск находился под угрозой срыва. К тому времени на смотровой площадке собралось около миллиона зрителей, еще миллионы телезрителей и пользователей интернета наблюдали подготовку к взлету последнего шаттла в истории. Пошел обратный отчет, но в положенное время, 11:26 по местному времени, космический корабль не взлетел. Как выяснилось позже, полет отменили из-за технических сбоев. Неполадки удалось быстро исправить и через три минуты шаттл начал подниматься, оставляя за собой огненный прощальный след.

Ранее в экипаж шаттла входило шесть астронавтов, на этот раз на станцию отправились четыре человека. Их тренировали всего девять месяцев. «Атлантитс» считается самым изящным и красивым космическим кораблем. Программа SpaсeShuttle является одним из самых больших достижений в космической отрасли и теперь США ее теряет, переходя в новую эпоху.
На Международную космическую станцию экипаж «Атлантиса» должен доставить грузы в модуле Rafaello общей массой 3,9 т. В их состав входят продукты и экспериментальная система дозаправки спутников топливом на орбите. Астронавты должны будут ее протестировать в течение 12-дневной миссии.
Теперь же согласно договоренности между США и Россией, наша страна будет предоставлять американцам как минимум одно место в составе космического экипажа. За
одно такое место Роскосмос будет получать от NASA51 миллион долларов.
В настоящее время в США продолжают разработку нового космического корабля. Эта миссия возложена на три компании, которые получили в свое распоряжение 200 миллионов долларов. Также в Соединенных Штатах продолжат проходить испытания новый космический транспорт Orion.
Космический корабль «Атлантис» был постоен 1985 году. Он, является одним из шести созданных в США космических челноков. Он служил NASAверой и правдой целых 25 лет. За свою историю он совершил семь полетов на орбитальную станцию «Мир» и одиннадцать к МКС. Его последний полет стал 33-м для него самого и 135-м в истории космических полетов.

А после того как «Атлантис» вернется на землю, он будет музейным экспонатом рядом с местом старта в космическом центре Кеннеди во Флориде, также как его братья предшественники «Дискавери» и «Индевор».
Впервые свой полет на орбитальную станцию «Мир» наш российский космонавт совершил на шаттле «Атлантис», а не на «Союзе». Произошло это летом 1995 года, Анатолий Соловьев вместе с Николаем Будариным прибыли на орбиту в составе 71-го американского пилотируемого экипажа.
Теперь в следующие три года единственной страной, которая будет выполнять космические полеты на МКС, будет именно Россия. Хотя возможно, что будущие полеты на Луну или на Марс будут совместными с американцами.
Виталий Давыдов, который является статс-секретарем – заместителем руководителя Роскосмоса, говорит, что идти в одиночку будет очень тяжело, а идти по дороге вместе, это будет проще, легче и эффективнее.
Следующие несколько лет США посвятит разработке новым кораблям и ракетам-носителям. Теперь России нужно открывать новую станцию с новыми кораблями, чтобы не отставать.

Даже для такой богатой страны как Америка шаттлы были очень дорогими. Теперь с уверенностью можно сказать, что эпоха космических кораблей шаттлов завершена.
Эпоха многоразовых космических кораблей завершена. Шаттлы были слишком дорогими кораблями даже для богатой Америки. И ещё они оказались не очень надежными. Несколько лет относительного затишья в Америке посвятят разработкам новых кораблей и ракет-носителей. Чтобы не отстать, России надо открывать новую страницу своей космической истории – с новыми кораблями и новыми целями.
Один из самых ярких эпизодов с участием "Атлантиса" - первая в истории пилотируемой космонавтики стыковка челнока с советским орбитальным комплексом "Мир".
Летом 1995 года Николай Бударин вместе с Анатолием Соловьёвым прибыл на станцию "Мир" на шаттле "Атлантис" в составе 71-й американской пилотируемой миссии. Впервые российский космонавт свой первый полёт на орбиту совершил не на "Союзе", а на американском корабле.

"Когда два таких больших объекта в космосе сближаются и стыкуются, то сердце замирает", - вспоминает о своих ощущениях лётчик-космонавт, Герой России Николай Бударин.
Международная космическая станция, сменившая на рубеже веков комплекс "Мир", своим рождением во многом обязана американским челнокам. В мае прошлого года именно "Атлантис" доставил на МКС очередной "кирпичик" российского сегмента, малый исследовательский модуль "Рассвет".

"Во время полёта на станцию "Мир" мы очень многому научились у русских. Не представляю, как бы мы стали строить космическую станцию без тех приобретенных знаний. А когда всё это начиналось, то русские и американцы уже знали, как работать вместе, как наше оборудование функционирует сообща, и даже как мы будем вместе отдыхать", - отмечает астронавт НАСА Майкл Барратт.

Atlantis был построен в 1985 году, успел совершить несколько полетов еще на орбитальную станцию «Мир». Он легче своего предшественника — шаттла Columbia — на 3,2 тонны, в конце девяностых ремонтировался и был серьезно усовершенствован. Предпоследний шаттл слетал к МКС в мае 2010 года. Полет Atlatntis (33-й для самого шаттла и 135-й в истории космической миссии) изначально был назначен на 28 июня, но запуск перенесли Стартом "Атлантиса" завершается эпоха американской космической программы SpaceShuttle. За тридцать лет задачи многоразовых челноков серьезно изменились - от военной программы "звёздных войн" до мирной программы международного сотрудничества.

"Я думаю, что шаттл - это потрясающее летательное устройство. Более 30 лет он служил нам верой и правдой. С ним легко работать на запусках и приземлениях. Он очень сильно помог нам в исследованиях, в постройке МКС", - говорит о крылатом космическом аппарате заместитель руководителя пуска шаттла Пит Николенко.

Штатный экипаж шаттла - 6 астронавтов. Сегодня экипаж "Атлантиса" сокращён до четырёх человек - запасной корабль при нештатной ситуации на орбите, НАСА прислать не сможет. Вся надежда на российские "Союзы".

"Перед командой STS-135 стоит больше задач, чем перед предыдущей командой, потому что команда состоит только из четырёх человек. В планах есть выход в открытый космос, который будет выполнен двумя космонавтами с космической станции, чтобы помочь экипажу шаттла", - говорит руководитель отряда астронавтов НАСА Пегги Уилсон.

Именно на челноке "Атлантис" совершил в 2002 году свой первый полёт на орбиту российский космонавт Федор Юрчихин. Тогда в экипаже была и Сандра Магнус, которой выпала честь стать одним из главных участников последней миссии шаттла.

"Я бы её назвал великим организатором нашего экипажа. Вообще, "Атлантис" - это легендарный корабль с хорошей судьбой", - говорит о космической подруге и космической крылатой машине Герой России лётчик-космонавт Фёдор Юрчихин.
Кроме Сандры Магнус, в экипаже исторической миссии командир Крис Фергюсон, пилот Дуг Хёрли и специалист РэксУолхейм. Опытные астронавты, за плечами которых по два-три полёта.

"Весь опыт, который мы получили, мы будем использовать, чтобы вернуться к освоению Луны, отправиться на Марс. Мы многому научились на шаттле - работать в космосе, проводить эксперименты. Полёты шаттла очень дорогие. Теперь мы сосредоточим средства на решение новых задач", - заверяет астронавт НАСА Кэтрин Колман.

В ближайшие три года Россия будет единственной страной, выполняющей пилотируемые полёты на МКС. Однако, ни в НАСА, ни в Роскосмосе не исключают - будущие космические экспедиции к Луне или Марсу могут быть совместными.

"Все прекрасно понимают, что идти в одиночку будет очень тяжело. Да и вообще, если такая аналогия уместна - по дороге идти легче в компании. Не потому что это веселее, а потому что это легче, проще и эффективнее", - уверен статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.

Эпоха многоразовых космических кораблей завершена. Шаттлы были слишком дорогими кораблями даже для богатой Америки. И ещё они оказались не очень надежными. Несколько лет относительного затишья в Америке посвятят разработкам новых кораблей и ракет-носителей. Чтобы не отстать, России надо открывать новую страницу своей космической истории – с новыми кораблями и новыми целями.

 

webeffector_partner

Просмотров: 1 074 | Комментариев нет

Оставить комментарий