Общество

Малая авиация

Малая авиация.

Очень интересная статья о самолете G650. В статье рассказывается очень много о нем. Его создание, характеристики, главные особенности, кабина пилотов и место этого самолета в мировой авиации.

В мире деловой авиации конструкторский успех непостоянен. Каждая новая разработка призвана затмить существующие модели хотя бы по одному из параметров, будь то технические характеристики или комфорт пассажиров. Но через некоторое время появляется очередной конкурент и от былого преимущества не остается и следа. Тем интереснее примеры того, как качественный скачок происходит сразу по нескольким ключевым направлениям. Американскому авиастроителю Gulfstream Aerospace удалось создать именно такой продукт - G650.

 

Малая авиация. У истоков.
История Gulfstream началась в 1958 году, когда американский оборонный гигант Grumman Aircraft Engineering спроектировал 12-местный турбовинтовой самолет Gulfstream I - первую в мире машину, предназначенную специально для корпоративных перевозок.

Успех модели привел к созданию следующего продукта, уже реактивного - Gulfstream II (GII). Grumman выделил работы по программе в отдельную структуру, а в 1966 году подразделение переехало из Флориды в Саванну, штат Джорджия, в котором с тех пор и располагается штаб-квартира Gulfstream Aerospace. Череда слияний и смен руководства окончилась тем, что в конце 90-х компанию приобрел другой оборонный концерн -General Dynamics. На сегодняшний день продажи Gulfstream превысили 2 тыс. единиц. Самолеты авиастроителя из Саванны эксплуатируются по всему миру, включая Россию. Gulfstream не разрабатывал самолет с нуля со времен GII.

Именно на основе этого воздушного судна был спроектирован ряд моделей производителя, в том числе бизнес-джет G550, поступивший в эксплуатацию в 2003 году. Несмотря на кажущееся внешнее сходство с G550, конструкция планера G650 имеет серьезные отличия - в частности, некруглое поперечное сечение фюзеляжа и совершенно новое скоростное крыло улучшенного профиля. Разработка G650 велась с 2005 года в обстановке строгой секретности, официально о ней было объявлено лишь в марте 2008 года. Впервые самолет представили публике 29 сентября 2009 года, а уже 25 ноября стартовала программа испытаний. Первый полет опытного образца состоялся примерно через год. Всего в летных испытаниях были задействованы три опытных и две серийных машины. 2 апреля 2011 года в ходе отработки взлета при отказе двигателя один из самолетов разбился. Все четыре человека на борту погибли. Программу испытаний приостановили, но возобновили менее чем через два месяца, в конце мая. Примечательно, что катастрофа практически не повлияла на запланированные сроки сертификации G650. В целом с момента запуска программы ни намеченные сроки, ни вес машины почти не претерпели изменений, что нечасто случается в авиации. Незначительно сдвинулись ожидаемые даты получения сертификата Федеральной авиационной администрации США (FAA), ранее запланированного на текущий год: теперь, по-видимому, окончательная сертификация состоится в начале 2012 года. Впрочем, в середине ноября FAA уже выдала G650 временный сертификат типа, что должно способствовать скорейшему окончанию сертификационной программы. Это лишнее подтверждение тому, что Gulfstream находится на верном пути. Европейская сертификация также ожидается в следующем году. Несмотря на то что открытие продаж пришлось на начало глобальной экономической рецессии, Gulfstream сразу же получил порядка 500 предварительных заявок на приобретение самолета. Часть заказов, как обычно бывает, в дальнейшем была отозвана, но сейчас в портфеле компании около 200 твердых заказов на данный тип. Производство будет развернуто на новой сборочной линии Gulfstream, строительство которой завершается в Саванне.

Малая авиация. Непревзойденные характеристики
К G650 по праву можно применить термин «сверхдальнемаги-стральный». Самолет преодолеет расстояние до 9250 км на скорости 0,9 М и до 12 950 км - на скорости 0,85 М. На данный момент это самый «дальнобойный» бизиес-джет, способный проводить в воздухе до 15 часов без посадки. Его максимальной дальности с запасом хватит для того, чтобы без посадки перелететь из Москвы в Нью-Йорк или Сингапур. G650 станет и самым скоростным административным самолетом - его максимальная эксплуатационная скорость составляет рекордные 0,925 М. Во многом это заслуга крыла нового профиля с увеличенным углом стреловидности. Крейсерская же скорость G650 при максимальной дальности полета достигнет 0,85 М. Для G650 производитель выбрал более мощные двигатели Rolls-Royce BR725, тяга которых на 4,6% выше, чем у предыдущей версии BR710, устанавливаемой на G550. Новый двигатель также обещает сокращение удельного расхода топлива на 4% и выбросов оксидов азота на 21% по сравнению с BR710. G650 обладает отменными взлетно-посадочными характеристиками: необходимая длина ВПП для взлета с аэродрома на уровне моря при стандартных атмосферных условиях с максимальной взлетной массой - всего 1829 м. При максимальной посадочной массе в 37 870 кг самолету требуется ВПП до 914 м. В России этим условиям соответствуют большинство аэропортов федерального значения и все международные. Крейсерская высота полета равняется 15 545 м, что позволяет G650 летать над эшелонами, занятыми коммерческой реактивной авиацией, и обходить атмосферные фронты сверху.

Малая авиация. Летающий офис
Одним из главных козырей G650 является его пассажирский салон - самый просторный среди бизнес-джетов, созданных с нуля. Действительно, больший салонный объем предлагают лишь деловые самолеты производства Airbus и Boeing, построенные на базе коммерческих авиалайнеров. G650 полностью оправдывает название «деловой самолет». Это настоящий летающий офис, включающий конферепц-зону на шесть человек и рабочий кабинет. В стандартное оборудование салона входят спутниковая, телефонная и интернет-связь, аудиовидеосистема и многофункциональный принтер. Настройки системы поддержания комфорта в салоне легко отрегулировать по вашему вкусу. В управлении функциональностью салона G650 реализована концепция Cabin Essential, подразумевающая резервирование всех основных систем, отвечающих за комфорт пассажиров на борту. При выходе из строя отдельных компонентов общая функциональность салона не пострадает. Gulfstream предлагает дюжину вариантов оборудования салона, рассчитанных на перевозку до 18 пассажиров со спальными местами для пяти или шести. Половина возможных комплектаций предусматривает место отдыха экипажа при дальних перелетах. Такая компоновка незначительно, но все же «съедает» объем салона (максимальное количество сидячих мест для пассажиров сокращается на два), что стоит учесть, заказывая вариант интерьера. Вместительная кухня, удобство которой придется по нраву стюардессам, может располагаться как в задней, так и в передней части салона. Во втором случае в хвостовой части удастся организовать отдельную каюту для главного пассажира с креслом и диваном, который раскладывается в двуспальную кровать, выдвижным жидкокристаллическим экраном диагональю 66 см и парой эксклюзивных иллюминаторов.

Иллюминаторы заслуживают особого описания. У G650 их на два больше по сравнению с G550 -восемь по каждому борту. Форма осталась овальной, традиционной для линейки Gulfstream, по площадь иллюминаторов увеличили на 16% и расположили их выше по борту, чем у предыдущей версии, что позволило «пустить» в салон больше света. Общая длина фюзеляжа на 3 м больше, чем у G550, при этом длина салона выросла на 61 см, а его общий объем -почти на 30%. Благодаря этому увеличился шаг кресел и их размеры, а центральный проход стал более широким. Высота салопа достаточна для того, чтобы передвигаться по нему в полный рост, а благодаря размерам двери-трапа даже рослые пассажиры взойдут на борт, не пригибая голову. Из задней части салона в полете предусмотрен доступ к просторному герметизированному обогреваемому багажному отсеку. Gulfstream уделил пристальное внимание комфорту и самочувствию пассажиров на борту: при полете на максимальной высоте давление в салоне поддерживается на уровне, соответствующем высоте примерно в 1480 м, что является самым лучшим показателем среди деловых самолетов.

Малая авиация. Кабина пилотов

G650 - второй в мире самолет деловой авиации после Falcon 7Х, оснащенный электродистанционной системой управления (ЭДСУ). При этом на нем впервые в истории авиации применена ЭДСУ с электронным резервированием в трех каналах - обычно резервирование только гидравлическое. Пилоты оценят высокий уровень автоматизации кабины экипажа, оборудованной комплексом пилотажно-навигациоиых систем PlaneView II. Самолет просто не позволит экипажу совершить действия, которые могут привести к опасной ситуации в воздухе. А если пилоты потеряют сознание в случае внезапной разгерметизации, система экстренного снижения сама выведет самолет на безопасную высоту и скорость, дав экипажу время прийти в себя и безопасно приземлиться. Еще один интересный элемент кабины пилотов - проекционный дисплей HUD II - полупрозрачный монитор, отображающий показания основных приборов на фоне лобового стекла кабины. Теперь им не надо все время опускать взгляд на приборную панель, ведь необходимая информация всегда находится перед глазами. Несмотря на внедрение ЭДСУ, компания не отказалась от традиционных штурвальных колонок, что поможет дополнительно сократить время на переучивание экипажей. Gulfstream рассчитывает, что пилотам не потребуется отдельный допуск к управлению G650 при наличии налета на предыдущих моделях.

Малая авиация. Сопоставляя выбор
По утверждению Gulfstream, G650 превосходит существующие модели деловых самолетов по большинству ключевых параметров. Его максимальная крейсерская скорость выше, чем у Cessna Citation X - самого быстрого на сегодняшний день сертифицированного бизнес джета, способного достигать скорости 0,92 М. По мощности двигателей и дальности он обходит Bombardier Global 6000, а топливная эффективность па скорости 0,85 М обещает быть выше, чем у нынешнего чемпиона Dassault Falcon 7Х. И разумеется, нельзя забывать об «изюминке» G650 - самый просторный салон среди самолетов деловой авиации, не созданных на базе коммерческих лайнеров. Так что на ближайшие несколько лет G650 действительно станет стандартом отрасли. Но конкуренты не дремлют: канадский Bombardier в октябре 2010 года объявил о начале работ сразу над двумя новыми моделями, которые эксперты называют не иначе как прямым ответом на вызов G650. Global 7000 и Global 8000 должны превзойти американца как по максимальной дальности (13 520 км и 14 630 км соответственно), гак и ио размерам пассажирского салопа, хотя по скорости, вероятно, будут слегка ему уступать. Выход этих моделей на рынок планируется не раньше 2016-2017 года. Теоретически они способны оттянуть на себя часть потенциальных заказчиков G650, учитывая, что, если заказать самолет Gulfstream прямо сейчас, ждать поставки придется но крайней мере до того же 2017 года. По данным опроса, проведенного осенью этого года американской консалтинговой компанией JETNET среди эксплуатаитов деловых самолетов, Gulfstream уверенно лидирует по такому показателю, как репутация бренда. И это неудивительно: производитель задает настоящий золотой стандарт качества продукции и заботы о клиенте.

Просмотров: 767 | Комментариев: 1

    Оставить комментарий